Основа любого герба — щит. Именно на его поверхности помещаются
главные гербовые изображения — поля и фигуры, «сложившиеся» из тинктур.
Герб может состоять из одного щита, или из щита с самыми разными
добавлениями, или даже из нескольких щитов. Но гербов совсем без щитов
быть не может.
О фигурах говорят: «в поле щита», «в щите» (а не «на щите»): ведь
геральдический щит — это условная рамка для изображений, а не реальный
предмет, у которого есть лицевая и оборотная стороны.
На рисунке: в золоте червлёные глава и андреевский крест. Обладавший
этим гербом шотландский род Брюсов прославился не только на родине, но и
в России: сподвижник Петра I граф Яков Брюс был, между прочим, знатоком
геральдики.
Основа любого герба — щит. Именно на его
поверхности помещаются главные гербовые изображения — поля и фигуры,
«сложившиеся» из тинктур.
Герб может состоять из одного щита, или из щита с самыми разными
добавлениями, или даже из нескольких щитов. Но гербов совсем без щитов
быть не может.
О фигурах говорят: «в поле щита», «в щите» (а не «на щите»): ведь
геральдический щит — это условная рамка для изображений, а не реальный
предмет, у которого есть лицевая и оборотная стороны.
Очертания щита можно менять почти произвольно; герб от этого не
исказится. Некоторые геральдические художники находят удовольствие в
том, чтобы придать гербовому щиту странную и неожиданною форму. Иногда
это, собственно, оказываются и вовсе не щиты, а конские налобники (их
особенно любят на Апеннинском полуострове) или квадраты, в которых легко
узнать гербовые знамёна. Это неудивительно: рыцари помещали на
налобниках своих коней и на знамёнах те же фигуры, что и на щите.
Впрочем,
есть особенный вид щита — в виде ромба. Его можно найти только в гербах
женщин (чаще всего — в гербах незамужних девушек и вдов). Наравне со
щитом-ромбом женщины могут пользоваться и щитом-овалом; но в отличие от
ромба овал вполне подходит и для мужского герба.
В нескольких старинных гербах можно встретить одноцветные щиты;
немецкие геральдисты называют их незанятыми, а французские, наоборот,
наполненными. Герб испанского рода Менесес — щит, полный золота; у
герцогов Бретонских щит полон горностаевого меха. Но таких гербов,
конечно же, очень мало. Обычно щит украшен фигурами или делится на
разноцветные части; для того, чтобы было легче разобраться в их
расположении, каждая из частей щита получила своё название. Его верх
именуется главой, низ — оконечностью. Кроме того, у щита есть правый и
левый край; но тут следует учесть, что в геральдике правую и левую
стороны определяют относительно рыцаря, который закрывается гербовым
щитом от вражеских ударов (и относительно самого щита). Поэтому правая
сторона щита (и всего герба) находится слева от зрителя, а левая —
справа.
Там, где края встречаются с главой и оконечностью, располагаются углы
щита (об этом не так-то просто догадаться, если щит изображён круглым!).
Наконец, середина щита называется сердцем. Иногда часть щита на границе
главы и сердца именуется почётным местом, а граница сердца и оконечности
— чревом.
Подобно странице книги, щит «прочитывается» справа налево (геральдически!) и сверху вниз.
Карта геральдического щита: части и направления.
АБВ — глава.
ЖЗИ — оконечность.
АГЖ— правый край.
ВЕЙ — левый край.
Д — сердце (здесь показан сердцевой щиток).
Л — чрево (или пуп):
А — правый верхний (первый) угол.
В — левый верхний (второй) угол.
Ж — правый нижний (третий) угол.
И — левый нижний (четвертый) угол.
К — почётное место (это гордое название не должно обмануть: сердце и глава считаются не менее почётными местами щита!).
Б — середина главы.
БДЗ — продольное положение (так располагается столб).
ЕДГ — поперечное положение (так располагается пояс).
АДИ — косвенное справа положение (так располагается правая перевязь).
ВДЖ — косвенное слева положение (так располагается левая перевязь).
АБВЕИЗЖГ — поворот против хода солнца.
АГЖЗИЕВБ — поворот по ходу солнца.
Основные способы разделения (разбивания) щита на разноцветные части
получили названия, напоминающие о боях, о метких ударах и разрубленных
доспехах.
При помощи деления можно получить не только разноцветные части щита, но и
простейшие фигуры в виде полос, углов и пятен: например, в дважды
рассечённом щите появляется столб. Кстати, названия таких фигур — чистая
условность, и столб или стропило почти никогда не связаны со
строительством, а пояс и перевязь с одеждой. Задача таких фигур — не
обозначать предметы, а просто придавать гербу «геральдический вид».
Иметь их в гербе почётно не потому, что они символизируют что-то
благородное и высокое, а потому, что сама по себе геральдика благородна и
высока. Этим и объясняются торжественные названия простейших фигур — их
именуют геральдическими и почётными фигурами (хотя львы и орлы не менее
геральдичны и почетны).
Верхний ряд:
- пересечённый червлёный и серебряный щит (кантон Золотурн в Швейцарии);
- рассечённый серебряный и чёрный щит (французский город Мец);
- пятикратно рассечённый золотой и чёрный щит (герцогство Этоллское в Шотландии);
- дважды пересечённый серебряный, червлёный и чёрный щит (немецкий графский род фон Цедвиц);
- начетверо золото и червлень (французский род де Гонто-Бирон
Нижний ряд:
- в серебре чёрный столб (шотландский род Эрскин);
- в золоте четыре червлёных столба (королевство Арагонское в Испании);
- в лазури серебряный пояс (город Кременчуг на Украине);
- в серебре червлёная глава (маркизат Монферратский в Италии);
- в червлени серебряная оконечность (владения князей Гогенлоэ во Франконии (Германия)).
Цвета: В геральдике используется семь цветов: два металла и пять эмалей. Золото, король металлов, символизирует знатность, могущество и богатство, а также христианские добродетели: веру, справедливость, милосердие и смирение.
Серебро символизирует благородство, откровенность, а также чистоту, невинность и правдивость.
Красный цвет означает храбрость, мужество, любовь, а также кровь, пролитую в борьбе.
Лазурь означает великодушие, честность, верность и безупречность, или просто небо.
Зелень символизирует надежду, изобилие, свободу и радость, но может и просто означать луговую трав.
Пурпур означает благочестие, умеренность, щедрость и верховное господство.
Чёрный цвет - символ осторожности, мудрости, постоянства в испытаниях, а также печали и траура.
Но символическое толкование геральдических цветов уместно только тогда, когда заранее известно, что составитель герба вложил смысл в его расцветку. В противном случае есть опасность очень далеко зайти, пытаясь обнаружить скрытый смысл там, где его нет.